Главная страница Статьи о дизайне Основные ошибки авторского надзора

 

logo t

avatar1401 3

Автор: архитектор-дизайнер Наталия Митина, руководитель Студии дизайна интерьера Koncepcija, г.Рига


Основные ошибки авторского надзора

 

Сопровождение практической реализации дизайн-проекта, или авторский надзор, является, пожалуй, наиболее болезненной темой в отношениях дизайнера и заказчика.

В идеальном случае сначала необходимо полностью разработать дизайн-проект, в том числе подобрать все отделочные материалы, оборудование, мебель и светильники, спокойно и тщательно выполнить все технические чертежи и спецификации для строителей. И только потом можно уверенно и со спокойной душой начинать ремонтно-строительные работы на объекте.

Однако жизнь далека от идеала – а деятельность дизайнера интерьера еще дальше. Поэтому на практике зачастую оказывается, что работа над проектом начинается одновременно с ремонтно-строительными работами и ведется параллельно. Это порождает массу проблем и ситуаций недопонимания между заказчиком и дизайнером интерьера, а так же строителями. В некоторых случаях заказчик отказывается от услуг авторского надзора, так как считает, что, имея на руках дизайн-проект, он справится с его реализацией сам. В других случаях напротив, сам дизайнер не хочет заниматься практической стороной своей работы, предпочитая творить и создавать интерьеры, сидя исключительно в уютном офисе.

Давайте попробуем разобраться почему складывается такая ситуация, и кому же собственно больше нужен авторский надзор. Для этого вначале необходимо понять, какие цели и задачи стоят перед обеими сторонами.

Когда заказчик нанимает дизайнера интерьера, чего он хочет от этого сотрудничества? Во-первых, он хочет получить уникальный и эксклюзивный интерьер своего жилья, офиса или другого помещения, созданного исключительно под его нужны и пожелания. Во-вторых, он хочет минимизировать затраты на переделки, рассмотрев все варианты дизайна интерьера еще на стадии проектирования до начала ремонтно-строительных работ. И, в-третьих, он хочет упросить для себя процесс ремонта, сделать его менее затратным в психологическом и временном смысле. Таким образом, целью заказчика является максимально точное воплощение проекта дизайна своего интерьера на заданной площади, в конкретные сроки и по адекватной цене.

И конечно, было бы слишком примитивно думать, что когда дизайнер приступает к работе над проектом интерьера, его интересует лишь заработок денег. Безусловно, дизайн интерьера, как работа – это непростой труд, и в результате его получение материального вознаграждения, как правило, является приоритетом для дизайнера, как для любого нормального человека. Но не меньше этого, каждый уважающий себя дизайнер, безусловно, желает так же заработать и известное имя, и хорошую репутацию, желает создавать и реализовывать замечательные проекты, которыми он сможет искренне гордиться и которые займут почетное место в его портфолио.


Каким же образом обеим сторонам может помочь авторский надзор?

В узком значении этого термина, авторским надзором называют факт присутствия дизайнера интерьера на стройплощадке с целью контроля работы строителей и соответствия выполняемых работ проекту. Дизайнер должен проконтролировать, все ли перегородки установлены на нужных местах, все ли проемы сделаны в соответствии с проектом, правильно ли использованы отделочные материалы, верно ли лежат плитка, паркет, правильно ли сделаны выводы коммуникаций, например электрические выводы под розетки и выключатели, вентиляционные отверстия, выводы водопровода и канализации, и множество других моментов.

Однако в более широком смысле авторский надзор включает в себя весь комплекс мероприятий, необходимый для полноценной и успешной реализации проекта. Это и контроль закупок отделочных материалов, мебели, оборудования, светильников. Это и решение текущих вопросов, которые появляются в процессе ремонтно-строительных работа и не могли быть решены заранее, на стадии проектирования. Зачастую таких вопросов бывает довольно много, особенно когда речь идет о реконструируемом помещении. Чаще всего они связанны с коммуникациями – водопроводом, канализацией, вентиляцией и так далее. Иногда, уже в ходе работ, оказывается, что конструкция (например, стена или балка), которая считалась несущей и не могла быть затронута, не оказывается таковой и появляется возможность ее демонтировать. Или наоборот. Все эти вопросы необходимо решать оперативно, уже по ходу строительных работ. И безусловно, что с этим никто не справится лучше, чем автор данного проекта.

Далее, нередко случаются ситуации, когда определенные материалы, оборудование или мебель, предусмотренные в проекте (как правило те, которые привозятся «под заказ»), не могут быть доставлены вовремя или поставлены вообще. Это может происходить по разным причинам, начиная от банальных проблем с логистикой поставщиков и заканчивая снятием товара с производства или даже ликвидацией самого производителя. В таком случае очень важно оперативно подобрать альтернативные варианты, которые бы устроили заказчика по срокам поставки, цене, качеству, а также соответствовали бы общей концепции проекта дизайна интерьера. С этой задачей также вряд ли справится кто-то лучше, чем автор проекта.

Как правило, опытный дизайнер, с самого начала работы над проектом, уже имеет в голове картинку готового интерьера. Ему, по сути, не нужны ни чертежи, ни визуализации – он твердо знает, что из всего этого должно получиться в итоге. Именно эту «идеальную», «законченную картинку» и покупает по сути заказчик, только как уже воплощенную мечту о своем интерьере. Именно этот результат, а не голые чертежи и бумаги, являются тем качественным и полезным «продуктом», который продает дизайнер. Именно по этому итогу будут судить о проделанной работе все - и заказчики, которые будут жить или работать в созданном интерьере, и гости, которые будут им искренне восхищаться, и потенциальные клиенты, которые в последующем будут рассматривать фотографии успешно реализованного объекта в портфолио дизайнера.

Поэтому обеим сторонам ни в коем случае не следует пренебрегать авторским надзором. Более того, многие дизайнеры, проработавшие на рынке 5 - 10 лет, с уверенностью утверждают, что сам дизайн-проект интерьера, без авторского сопровождения, является продуктом почти бесполезным. Его неграмотная реализация может настолько отличается от ключевых идей проекта, что в конце концов самому дизайнеру не захочется «подписываться» под итогом. Да и для самого заказчика такой половинчатый проект будет являться, по сути, зря потраченными деньгами.

Некоторые профессионалы идут даже дальше – они вообще не предлагают клиентам «проект» как таковой, но при этом, на исключительно высоком уровне, обеспечивают весь спектр услуг по созданию дизайна интерьера, от первой задумки и до полной реализации, вплоть до заключительного декорирования. Такие мастера полностью «ведут» проект до момента сдачи объекта под ключ. Не буду утверждать, что это идеальный вариант сотрудничества. Однако, на мой взгляд, для заказчика он наиболее удачен.

Какие ошибки допускает заказчик

Во-первых, конечно большой ошибкой является полный отказ от авторского надзора. Когда заказчик отказывается от сопровождения проекта – он еще не вполне представляет себе масштаб данного процесса. Авторский надзор является «темной стороной», изнанкой работы дизайнера интерьера. Это тяжелое и неблагодарное занятие – внимательно наблюдать за работой строителей, контролировать сроки поставки и качество поставляемых товаров, решать неожиданно вскрывшиеся проблемы. Это большое количество электронной переписки, телефонных звонков, разъездов, больших и маленьких конфликтов а иногда и ругани. На любом объекте, вне зависимости от качества проекта, эту работу кому-то обязательно прийдется выполнять. На мой взгляд, гораздо логичнее, чтобы этим занимался дизайнер - профессионал, нанятый специально для этого, в идеале это сам автор проекта, экономя, таким образом, клиенту время, силы, нервы и безусловно финансы.

Вторая ситуация, когда авторский надзор осуществляется, но заказчик недостаточно доверяет дизайнеру. Особенно сильно это проявляется при возникновении какой-либо серьезной технической проблемы или экстренной ситуации. Это когда внезапно что-то идет не так и все начинают искать виноватого. Заказчику, как наиболее заинтересованному в конечном результате лицу, в такой ситуации сложно оставаться спокойным и рассудительным. Вполне вероятно, что если строители говорят, что в проблеме виноват дизайнер, то заказчик легко в это проверит. Ведь строители это чаще всего мужчины, серьезные и опытные по определению. А дизайнер, особенно если это молодая девушка, может восприниматься как «свободный художник», человек далекий от технических вопросов. Однако не следует торопиться с выводами. Вполне возможно, что ваш дизайнер имеет не меньший, а то и больший опыт в технических вопросах, ведь на его счету может быть далеко не один и не два успешно реализованных объекта, и как правило с «непростыми» ремонтами. Заказчику в такой ситуации следует, сохраняя холодный рассудок, спокойно выслушать все стороны, и проанализировав, попытаться установить истину сделав соответствующие выводы. Возможно, имеет смысл привлечь «для разбора полетов» грамотного консультанта со стороны. Главное – не торопиться кого-то обвинять и наказывать. Ведь чаще всего любые непредвиденные ситуации и даже кажущиеся неразрешимыми проблемы достаточно легко решаемы, особенно при наличии творческого подхода, опыта, и конечно искреннего желания всех заинтересованных сторон сотрудничать.

Также для заказчика крайне важно понимать разницу между «авторским надзором» и «техническим». Дизайнер не инженер и не прораб, и это факт. Он не может и не должен отвечать за то, соблюдают или нет рабочие все технологические нормы в процессе выполнении работ или технику безопасности. Дизайнер не обязан знать правильно ли, с технической стороны вопроса, подключены радиаторы отопления, верно ли установлена канализация, верно ли подобраны и качественно ли соединены друг с другом электрические провода. Авторский надзор – это именно контроль соответствия проекту, а вовсе не контроль качества работ. Несомненно, что большинство опытных дизайнеров достаточно грамотны и обладают достаточным уровнем необходимых для технического контроля знаний. И безусловно, если дизайнер увидит явное нарушение технологии или явно низкое качество – его задача указать на это строителям и проинформировать об этом заказчика. Но при всем при этом, несправедливо будет обвинять дизайнера в том, что он мог не заметить технических ошибок строителей, ведь, повторимся, это не является его прямой задачей.

Очень часто, к сожалению, заказчик торопит дизайнера, требуя предоставить отдельные чертежи по проекту раньше времени. Таким образом, чертежи начинают попадать на стройку бессистемно, каждый по отдельности, а не подшитыми в одну папку утвержденного проекта, как положено. В такой ситуации, как правило, чертежи попадают в руки к строителям не в нужном порядке, часто неполными, неточными или незаконченными. Происходит все это как правило по требованию заказчика, движимого исключительно «благой целью» ускорить процесс, но не ведающего о «подводных камнях» такой тактики. К сожалению, как показывает практика, почти всегда от таких действий рабочий процесс только значительно страдает. На стройке резко возрастает количество ошибок и переделок, увеличивается количество бесполезно выполняемой работы как самими строителями так и дизайнером. В итоге всё это может привести прямо к обратному эффекту – увеличению продолжительности ремонта, а часто и его стоимости.

И, пожалуй, самый страшный кошмар для дизайнера – когда в ходе авторского надзора заказчик хочет внести какие-то существенные изменения в проект. Например, изменить планировку или самое страшное – цветовое решение. Казалось бы, ну что тут страшного – сделать другой цвет стен. Но поскольку интерьер – это тонкое, гармоничное соединение отдельных элементов в единый целый образ, то необдуманное изменение чего то одного неминуемо ведет к общему дисбалансу интерьера а порой и к его полной катастрофе. Например, может оказаться, что обивка дивана не подойдет к стенам, а к новой обивке не подойдут шторы. В таком случае, чтобы спасти ситуацию, дизайнеру придется экстренно вносить большое количество корректировок, возможно буквально «с нуля» подбирать некоторые материалы и осуществлять множество других форс-мажорных мероприятий. И результат все равно останется непредсказуемым. Словом, единожды спокойно согласовав свой дизайн-проект, не стоит его ощутимо менять впоследствии, особенно в разгар реализации. Поверьте, это в большей степени в интересах заказчика.

Какие ошибки допускает дизайнер

Во первых – когда беспрекословно идет «на поводу» у заказчика, и в ущерб производственному процессу меняет порядок проектных или отелочных работ. Например, зачастую заказчик просит сделать планы электрических выводов на ранней стадии проекта, так как прокладка электропроводки это одна из первых работ на стройке и соответственно «План электрики» один из первых необходимых чертежей. Однако это может породить весьма неприятные ошибки. Так, если на момент размещения электрических выводов не была окончательно выбрана мебель, то впоследствии не исключена ситуация, когда выключатель окажется за комодом, а розетка за изголовьем кровати. Причиной этого станет то, что габариты мебели могут существенно отличаться в зависимости от модели даже в пределах одной коллекции. Следует всегда помнить об этом и обязательно ставить заказчика в известность о возможности подобных неприятностей.

Часто дизайнер в общении с заказчиком оказывается излишне мягок, и даже будучи уверенным в своей правоте, не отстаивает свое мнение, занимая позицию «любой каприз за ваши деньги». Это вполне понятно, ведь как говориться, для большинства «клиент всегда прав». Однако тут следует соблюдать осторожность. Иногда сам клиент, в итоге увидев неудовлетворительный результат, говорит – «надо было все-таки сделать так, как вы говорили… Почему вы меня не убедили???». Поэтому в данном вопросе обязательно нужно соблюдать меру и чувствовать тонкую грань между «приемлемым» и «недопустимым», и в случае необходимости, будучи уверенным в своей правоте, никогда не бояться настаивать на своем мнении.

Зачастую дизайнер многие свои знания считает само собой разумеющимися, особенно при достаточном опыте работы. И иногда ему может просто не прийти в голову, что заказчик даже простейшими подобными знаниями и опытом не обладает. Вот пример из жизни:

Недавно у меня был подобный случай, когда заказчик заказал двери одному производителю, а установку поручил своим строителям. Я попыталась его от этого отговорить, но заказчик решил все же сделать по своему. В итоге, к сожалению, двери установили не совсем удачно, с некоторыми ошибками. При этом строители утверждали, что имеет место дефект конструкции и это вина производителя, а производитель утверждал что это проблема исключительно некачественной установки. Я сказала заказчику, что, к сожалению, в таких ситуациях так обычно и бывает и что во избежание подобных проблем всегда нужно стараться, чтобы производитель самостоятельно устанавливал изделие. На что заказчик искренне удивился – «почему же я ему этого не сказала раньше?». То есть он помнил что я действительно предлагала, чтобы двери устанавливал сам производитель, но, услышав другое решение с его стороны, не отговорила и не предупредила о всех возможных негативных последствиях. Вот так.

В ряде случаев, «камнем преткновения» становиться цена авторского надзора. Как правило, к началу ремонта заказчик уже имеет на руках подробный и качественный проект, за который уже заплачена определенная сумма денег. Выплачивать дизайнеру еще столько же или даже больше за какой-то не вполне понятный процесс некоторым людям, безусловно, не хочется. Начинается в лучшем случае торг, а в худшем – попытка сделать процесс авторского надзора «бесплатным приложением» к разработанному проекту. В такой ситуации дизайнер вполне резонно не хочет выполнять столь ответственную, нервную и неблагодарную работу за незначительное денежное вознаграждение или вовсе бесплатно. На мой взгляд, идеальным решением данной проблемы была бы цена за проект с уже включенным в нее авторским надзором, но по вполне понятным причинам это не всегда и не для всех возможно. Возможно, дизайнерам следует быть более гибкими в этом вопросе и предлагать клиентам разные варианты сотрудничества на этапе авторского надзора, так, чтобы заказчик смог выбрать для себя ту схему работы и оплаты, которая ему наиболее приемлема.

И в заключение

Дизайнеры очень часто сравнивают свои объекты с детьми, которые рождаются в муках и которых потом так нелегко от себя отпускать. В таком случае, следует также вспомнить и поговорку, которая гласит: «Главное не то - кто выродил, а то - кто вырастил». И если, в данном контексте, процесс создания дизайн-проекта похож на беременность и роды, то авторский надзор – это родительский уход, выращивание и воспитание своего «детища». Только уделив этому важному процессу должное внимание, терпение и тщание, мы – дизайнеры получаем тот итог, которым потом заслуженно гордимся.

Статья опубликована на форуме профессиональных дизайнеров HOMEIDEAS.RU

 

logo